Давайте я начну с классического коучинга. Я не буду тут приводить стандартные определения, которыми изобилует интернет, скажу просто, что классический коучинг – это достаточно жёстко структурированная сессия, на которой коуч задает вопросы, а клиент (в коучинге он называется коучИ) отвечает на них. Вопросы же задаются не просто так, «от балды», а по определенной структуре, по определенным моделям.
В чем же тут заслуга коуча и чем классический коучинг отличается от нейрокоучинга? Заслуга коуча как раз в том, что он производит внешнее воздействие, задавая вопросы, работает в данном случае, как оператор мыслительного процесса клиента-коучи. Да, внешний оператор нужен, так как у нас у всех есть особенность нашей психики – мы никогда не зададим сами себе вопросы, ответы на которые нас чем-то огорчат, но для решения важной задачи эти вопросы неизбежны. И на сессии задаются нужные вопросы в правильном порядке, по определенной модели, которая лучше подходит для случая клиента. Моделей, кстати, существует немало, несколько сотен, есть более известные или более масштабные, есть маленькие, которые «вшиваются» коучем в «тело» крупной модели. Это позволяет клиенту-коучи сосредоточиться и действительно комплексно поискать ответы на свой вопрос, рассмотреть его с разных сторон и по траектории от мысли к действию. Из недостатков, могу отметить только то, что классический коучинг не персонализирован под клиента на 100%, так как не принимаются во внимание нейробиологические процессы конкретного клиента. Но в групповом формате он очень хорош. Хотя, если классический коуч может обладать компетенциями в области нейробиологии, нейропсихологии, и тогда этот недостаток компенсируется за счет его знаний в этой области и ведения сессии с учетом особенности работы мозга клиента.
Нейрокоучинг – это более высокий уровень коучинга, так как находится на стыке коучинга, прикладной нейробиологии, психологии и нейролингвистики с упором на неврологию и участие всей нервной системы в обеспечении высокой производительности и благополучия. Он отличается от других модальностей коучинга тем, что придает центральное значение неврологическим и когнитивным процессам в работе с клиентом и способствует когнитивным, поведенческим и эмоциональным изменениям человека на основе научных данных о том, как работает мозг.
Нейрокоучинг построен на классике и внешне их не всегда можно отличить — тоже вопросы, почти те же модели, но тщательнее исследуются точки напряжения конкретного человека и далее, из этих точек напряжения клиент выводится как классическими коучинговыми, так и расширенными техниками. Техники нейрокоучинга могут включать в себя и облегченные варианты таких научно доказанных терапевтических направлений, как EMDR, гипноз, КПТ разных волн, телесные техники, проективные методики, такие как метафорические ассоциативные карты. В нейрокоучинге много внимания уделяется нейролингвистике, работе с нейромедиаторами и работе с подкорковыми структурами головного мозга – тем самым подсознанием, которое «разрешает» что-то делать вообще, или что-то делать по-новому нашей сознательной части.
Но что есть общего у классического коучинга и у нейрокоучинга?
Специалист не даёт никаких прямых советов, никаких готовых решений, как надо поступить клиенту. Отвечая на вопросы коуча или работая с помощью нейрокоуча со своими подкорковыми структурами, клиент сам принимает решение, что он будет делать в своей ситуации в дальнейшем. Всё же свою жизнь проживает сам клиент, а не специалист за него.
Почему когнитивно-поведенческая терапия так эффективна? КПТ является одним из немногих доказательных методов психотерапии. При запросе «когнитивно-поведенческая терапия» такой ресурс,...
ПодробнееМозг. Тело. Спорт. Все наверно слышали утверждение, что хочешь развить мозг — разгадывай кроссворды или считай в столбик в...
ПодробнееКоучинг, нейрокоучинг. В чём разница? Давайте я начну с классического коучинга. Я не буду тут приводить стандартные определения, которыми...
Подробнее